(ВНИМАНИЕ! ЧЛЕНАМ СХ С-Пб ЭТОТ ТЕКСТ ЛУЧШЕ НЕ ЧИТАТЬ!))) Союз художников Питера - это такое место, куда амбициозные художники ( иногда даже неплохие) стремятся, чтобы делать головокружительную карьеру ( уровня чиновника сельского поселения) и получить массу привилегий - значок "70-80-100 лет Союзу художников", возможность без очереди выставиться на выгодных местах в обшарпанном помещении, называемом "Выставочный зал СХ" и, ЭТО САМОЕ ЦЕННОЕ, после ухода в мир иной предшественника, иметь возможность получить казенную мастерскую. Улучшенной планировки, с большим окном, с видом на Московский проспект ( или улицу Кораблестроителей). Ну еще председателю положена казенная «Волга» Газ-24…но это не точно). А неамбициозные художники, закончив художественные школу и институт, идут в Союз, чтобы иметь место , куда по привычке можно до старости носить "на утверждение старшему" эскизы. Ну и изредка проталкивать пару холстиков на выставку в то же обшарпанное помещение, где на выгодных местах уже висят картины граждан из первой группы - амбициозных. Лично мне на это смотреть грустно. На ребят, с которыми раньше беззаботно бухал в школе и институте, а теперь они в пиджачках комсомольских ( имею в виду не героев-комсомольцев, а тех - периода перестройки) бегают в какое-то «бюро» заседать. На пожилых художников с трясущимися руками, которые приносят свои плохонькие работки и, разложив их на грязном паркете, как школьники ждут вердикта от «обхода». Грустно! … поэтому, чтобы лишний раз не грустить, обхожу Союз с радиусом в километр ( если гуляю в том районе) Но сегодня сделал исключение. В Союзе Художников открылась выставка моего школьного преподавателя (а учился я в Средней художественной школе, которая нынче, по провинциальной моде образца 1992 года, зовется "Художественным Лицеем") Анатолия Федоровича Алексеева. И эту выставку, из уважения к своему учителю, ушедшему из жизни год назад, посетил. Често говоря, отдавая должное мастерству, никогда не являлся поклонником его творчества. Но это нормально - иметь свои вкусовые предпочтения. Допускаю, что очень многих прямо-таки тошнит и от моих работ. Не в этом суть. Ценю Анатолия Федоровича именно как преподавателя, толкового и деликатного наставника. Тем более, что есть с кем сравнивать. У меня, кстати, есть теория, согласно которой 99% художественных преподавателей - это либо случайные пассажиры, пережидающие период безденежья на хоть на какой-то зарплате, либо психологически травмированные люди - что-то вроде исповедников "дедовщины" в армии. Испытав, в годы своей учебы, власть преподавателя над собой, желают, повзрослев, также доминировать над юными и неокрепшими душами. Да и для юных девушек взрослый преподаватель... Тем более, это же не на сварщика или слесаря учить - можно преподавать рисование ничего особо не показывая (не шучу, знал (знаю) таких "преподавателей/преподавательниц", которые двух линий связать не могли/могут!), заходи раз в пять уроков, глумись над "тупостью" учеников и дальше по своим делам вали... А вот Анатолий Федорович был на своем месте. Пришел он к нам в девятый класс и просто-таки пленил! Во-первых, он обращался на «Вы» к нам, держа и дистанцию таким образом, и отдавая дань уважения тому факту, что это сегодня мы тут глупые подростки, но в будущем, возможно, толковые специалисты, а то и даже художники хорошие ( это, кстати, важно всегда помнить, общаясь с детьми - они будущие взрослые и возможно, станут лучше чем ты!). Во-вторых, он говорил спокойно, со значением и по делу - никаких баек и трепа про поездки и гулянки ( бывали такие преподы). В третьих, Анатолий Федорович обладал комплектом атрибутов успешного человека - владел автомобилем Москвич -2141 ( по тому времени - круть), ездил за границу и продавал там картины, потому не нуждался в деньгах - зарплату, бывало, отдавал нам, своим ученикам, на художественные материалы. И вообще, атмосфера трех лет учебы у него была очень душевной, а тот период - считаю одним из самых приятных и продуктивных в моей жизни. Спасибо вам, Анатолий Федорович, большое! П. С. Надо сказать, что я особо признателен трем преподавателям в своей жизни. По рисунку/ живописи - Анатолию Федоровичу Алексееву в школе и Николаю Дмитриевичу Блохину в институте. А по истории искусств - нашей классной руководительнице Елене Вениаминовне, лекции которой я до сих пор помню дословно.